Эффективность благотворительности — один из ключевых вопросов, который интересует как участников этого процесса (прежде всего доноров), так и другие заинтересованные стороны (государство и общество в целом). При этом само понятие эффективности в представлении доноров и других заинтересованных сторон значительно различается. Генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Лариса Зелькова в своем выступлении определила три главных аспекта для обсуждения:
эффективность благотворительности нужна благотворительному сектору для того, чтобы лучше работать, чтобы демонстрировать всему миру качество своего проекта — или чтобы больше нравится власти, чтобы она создавала более качественные условия?
есть ли единство представлений об эффективности у благотворителей и грантополучателей?
можно ли сделать рейтинг эффективности, есть ли система критериев, можно посчитать ее в цифрах?
По мнению председателя Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтоам гражданского общества и правам человека Эллы Памфиловой, в настоящее время российский благотворительный сектор продолжает заниматься «затыканием дыр», крайне мало комплексных долгосрочных благотворительных программ. Памфилова считает, что главная задача – наладить эффективное взаимодействие между государственными институтами и благотворительным сектором, следует предложить государству современную модель социальной политики, чтобы благотворительный сектор мог взаимодействовать с государственными институтами и добиваться более высокой эффективности.
Обсуждая проблему критериев эффективности благотворительной деятельности, Директор департамента региональных проектов компании РУСАЛ Рустам Закиев отметил, что «на данный момент в нашей стране таких критериев не существует, у нас больше вопросов, чем ответов, а найти их необходимо». По его словам, каждая бизнес-структура, занимающаяся благотворительностью, так или иначе пытается измерить эффект для компании от благотворительной деятельности, однако внятных показателей еще нет.
В качестве одного из критериев эффективности благотворительных проектов директор Всемирного фонда дикой природы Игорь Честин предложил оценку социальной значимости. Участниками конференции также обсуждались такие критерии, как: успешность, стабильность и качество благотворительных услуг, прозрачность деятельности грантодателей, осведомленность населения об их деятельности и вовлеченности в общественную деятельность, количество людей, вовлеченных в благотворительную деятельность.
Новые оценки состояния российской благотворительности были представлены в исследовании, проведенном Аналитическим центром Ю. Левады по заказу Форума Доноров. Результаты показали, что в настоящее время в обществе доминируют в целом благожелательные взгляды на благотворительность, однако отношение к благотворительности носит скорее характер общих представлений. И это естественно, поскольку благотворительность в России начала возрождается около 15 лет назад.
Подавляющее большинство опрошенных (81%) считают, что в сегодняшней России благотворительность распространена слабо. Опрос показал, что 32% россиян оказывали благотворительную помощь в тех или иных видах. Чаще всего это была материальная помощь деньгами или вещами людям, попавшим в бедственное положение (18% опрошенных).
Говоря о том, какие формы благотворительности являются наиболее эффективными, 2/3 опрошенных называли адресную помощь «из рук в руки». Другие формы благотворительности считали эффективными не более 13-15% респондентов. Число респондентов, в целом положительно относящихся к деятельности благотворительных организаций, составило 41%. Благотворительность воспринимается обществом исключительно как финансовая поддержка, адресно переданная нуждающимся. Поэтому принимать участие в благотворительности большинство опрошенных не считают возможным в силу своего материального положения. Только небольшое число респондентов (12%) отметили волонтерство как эффективную форму участия в благотворительной деятельности. Большинство граждан получают информацию о благотворительности из телепередач (67% по России и 77% по Москве), на радио ориентируются 22% россиян и 23% москвичей, к мнению знакомых прислушиваются 20% и 25% респондентов соответственно. 30% респондентов сообщили, что их вообще не интересуют сведения о благотворительной деятельности и благотворительных организациях. На вопрос, может ли деятельность благотворительных организаций существенно улучшить положение с защитой прав граждан, однозначного ответа нет: 39% ответов в пользу этого утверждения, а 49% — против при 12% воздержавшихся.
В рамках Форума состоялось подведение итогов Конкурса годовых отчетов. Награды получили:
Фонды местных сообществ:
Городской благотворительный фонд «Развитие» — «За наиболее полное отражение вклада в развитие местного сообщества»
Пензенский региональный общественный благотворительный фонд «Гражданский Союз»
Городской благотворительный фонд «Фонд Тольятти»
Нижегородский благотворительный фонд местного сообщества «Партнерский Совет»
Благотворительный фонд развития города Тюмени
Другие доноры:
Фонд Джона Д. И Кэтрин Т. Макартуров, частная независимая благотворительная организация – «За открытость»
Фонд Дмитрия Зимина «Династия»
Некоммерческая организация Фонд «Международный исследовательский центр российского и восточноевропейского еврейства»
Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (Представительство в Российской Федерации)
Представительство «United Way International» в Москве
Региональный благотворительный общественный фонд содействия развитию человека, общества, культуры «СОФИЯ»
Благотворительный фонд В. Потанина
Фонд «Новая Евразия»
Фонд поддержки российского учительства
Некоммерческая организация «Фонд «Институт социальной и гендерной политики», сокращенное название: Фонд «ИСГП»
Компании:
Закрытое акционерное общество коммерческий банк «ФИА-БАНК» — «За подвижничество в социальной отчетности в банковском секторе»
ОАО «Альфабанк»
Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации «ЕЭС России».
Программа конференции также предусматривала проведение отдельных семинаров по следующим направлениям:
Эффективность менеджмента в донорских организациях
Оценка проектов и программ и ее влияние на эффективную деятельность
Роль коммуникационной стратегии в повышении эффективности благотворительности
Эффективная благотворительность с точки зрения бизнеса
Предлагаем вам ознакомиться с некоторыми докладами, прозвучавшими на конференции.
Скачать файлы презентация в архиве (.zip)