На Конференции Форума Доноров состоялась дискуссия по государственной и донорской поддержке культуры и искусства в международном контексте
Какие практики поддержки культуры и искусства в разных странах можно считать наиболее удачными? При обращении к опыту стран БРИКС особенно интересно сопоставить контекст для работы благотворительного сектора. Благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» и Форум Доноров инициировали экспертную сессию, чтобы проанализировать законодательные механизмы, антикризисные стратегии и тренды поддержки культуры и искусства. Модерировал встречу заместитель руководителя «Россотрудничества» и председатель Совета Форума Доноров в 2017-2019 гг Дмитрий Поликанов.
Николай Троцкий, директор по коммуникациям Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» подчеркнул, что международный контекст крайне важен для российской благотворительности, особенно если они ведут деятельность за рубежом. Изучение зарубежных механизмов донорской поддержки позволяет избежать туннельного мышления, обновить восприятие, понимание альтернатив облегчает диалог как, например, с государством (Минкульт), так и с представителями креативных индустрий.
Исполнительный директор Форума Доноров Саша Болдырева отметила, что, обращаясь к опыту поддержки культуры в разных странах, мы наблюдаем, что ее определение отличается, вследствие этого варьируются и стратегии. Например, в Китае акцент делается на системных решениях, когда наряду с созданием нового культурного учреждения под него создается комплексная инфраструктура. Подобные кейсы интересно рассматривать опыт китайской филантропии на примерах поддержки культуры.
Многообразие трактовок понятия ярко проявляется при изучении международного опыта, ведь в разных странах приоритеты могут отдаваться строительству театров, проведению фестивалей или трансляцией национального миропонимания и мироприятия, как отметили гости из индийских культурных центров Раджиб Мухопадхьяй и Каламандалам Гопалакришнам. Они высказали идею, что восприятие мира, гармония, философия, устойчивое развитие — это то, что затрагивает весь мир, и взгляд на эти явления может обогатить всякая нация. Образовательные элементы, подходы к поддержке также могут быть различны и варьироваться от фактической монополии государства на финансирование культурных проектов (Китай) до приоритетного участия международного и национального бизнеса в секторе (ЮАР).
Мадина Бадалова— начальник управления образования и инклюзии Фонда развития культуры и искусства (Узбекистан) — рассказала о том, как в условиях стремительно развивающегося некоммерческого сектора в стране удается заручаться поддержкой как государства, так и частных доноров, в процессе формируя и поддерживая новый уровень культуры благотворительности. Опытом экспорта национальной культуры поделились Даша Котвани, ивент-координатор Индийского культурного центра «Сита», и Сергей Брилев — президент «Института Беринга-Беллинсгаузена», российский журналист и телеведущий. Эксперты отметили, что совместные культурные проекты наиболее результативны при взаимодействии стран со схожими социоэкономическими параметрами, при этом зачастую зарубежная аудитория и правительственные учреждения активнее идут навстречу культуртрегерским проектам, нежели национальные агентства и бизнес.
Сессия дала начало новому благотворительному проекту «Поддержка международного сотрудничества НКО и укрепление международного позиционирования российского благотворительного сектора», реализуемому Форумом Доноров при поддержке благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт».