The Blog

На Конференции Форума Доноров состоялась дискуссия по государственной и донорской поддержке культуры и искусства в международном контексте

1665044481484

Какие практики поддержки культуры и искусства в разных странах можно считать наиболее удачными? При обращении к опыту стран БРИКС особенно интересно сопоставить контекст для работы благо­твори­тель­ного сектора. Благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» и Форум Доноров инициировали экспертную сессию, чтобы проанализировать законодательные механизмы, антикризисные стратегии и тренды поддержки культуры и искусства. Модерировал встречу заместитель руководителя «Россотрудничества» и председатель Совета Форума Доноров в 2017-2019 гг Dmitry Polikanov.

Nikolay Trotsky, директор по коммуникациям Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» подчеркнул, что международный контекст крайне важен для российской благо­твори­тель­ности, особенно если они ведут деятельность за рубежом. Изучение зарубежных механизмов донорской поддержки позволяет избежать туннельного мышления, обновить восприятие, понимание альтернатив облегчает диалог как, например, с государством (Минкульт), так и с представителями креативных индустрий.

Executive Director at Russian Donors Forum Саша Болдырева отметила, что, обращаясь к опыту поддержки культуры в разных странах, мы наблюдаем, что ее определение отличается, вследствие этого варьируются и стратегии. Например, в Китае акцент делается на системных решениях, когда наряду с созданием нового культурного учреждения под него создается комплексная инфраструктура. Подобные кейсы интересно рассматривать опыт китайской фи­лан­тропии на примерах поддержки культуры.

Многообразие трактовок понятия ярко проявляется при изучении международного опыта, ведь в разных странах приоритеты могут отдаваться строительству театров, проведению фестивалей или трансляцией национального миропонимания и мироприятия, как отметили гости из индийских культурных центров Раджиб Мухопадхьяй и Каламандалам Гопалакришнам. Они высказали идею, что восприятие мира, гармония, философия, устойчивое развитие — это то, что затрагивает весь мир, и взгляд на эти явления может обогатить всякая нация. Образовательные элементы, подходы к поддержке также могут быть различны и варьироваться от фактической монополии государства на финансирование культурных проектов (Китай) до приоритетного участия международного и национального бизнеса в секторе (ЮАР).

Madina Badalova— начальник управления образования и инклюзии Фонда развития культуры и искусства (Узбекистан) — рассказала о том, как в условиях стремительно развивающегося некоммерческого сектора в стране удается заручаться поддержкой как государства, так и частных доноров, в процессе формируя и поддерживая новый уровень культуры благо­твори­тель­ности. Опытом экспорта национальной культуры поделились Dasha Kotwani, ивент-координатор Индийского культурного центра «Сита», и Sergey Brilev — президент «Института Беринга-Беллинсгаузена», российский журналист и телеведущий. Эксперты отметили, что совместные культурные проекты наиболее результативны при взаимодействии стран со схожими социоэкономическими параметрами, при этом зачастую зарубежная аудитория и правительственные учреждения активнее идут навстречу культуртрегерским проектам, нежели национальные агентства и бизнес.

Сессия дала начало новому благо­твори­тель­ному проекту «Поддержка международного сотрудничества НКО и укрепление международного позиционирования российского благо­твори­тель­ного сектора», реализуемому Форумом Доноров при поддержке благо­твори­тель­ного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт».